Подскажите, какие НД обязывают заключение договора и какие дальнейшие действия для объекта НВОС I категории.
Здравствуйте, Анастасия!
Согласно ч.2 и ч.3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности. Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.
Данный Порядок утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 899.
В соответствии с п. 2 указанного нормативного правового акта данный Порядок предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период НМУ. Согласно п. 3 Порядка заинтересованными лицами являются:
В соответствии с п. 9 Порядка информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам.
В соответствии с п. 10 Порядка информация о НМУ, указанная в пунктах 5 - 6 данного нормативного правового акта, состав и содержание которой соответствуют пункту 7 Порядка, предоставляется на безвозмездной основе уполномоченными органами в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора.
При этом информация о НМУ, составляемая по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов (специализированная информация) в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, в том числе для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставляется уполномоченными органами в соответствии с порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В соответствии со ст. 1, ст. 17 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, при этом специализированная информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция может предоставляться по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств на основании заключенных договоров удобным ему способом.
Согласно пункту 4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1425, бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим получателям информации информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи.
Таким образом, источником информация о НМУ по-городскому и иному поселению, а также перечню отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, может являться официальный сайт уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (см. так же письмо Росприроднадзора от 16.08.2019 номер РН-03-01-32/22101).
Вы можете, но не обязаны заключать с ЦГМС договор на информирование, однако, необходимо следить за тем, чтобы информация на сайте уполномоченного органа исполнительной власти была полная и своевременная, обязательно делать скриншоты, необходимо также проанализировать региональный порядок утверждения планов при НМУ и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, возможно там предусмотрено информирование определенным способом.
Если информация о НМУ на официальных сайтах гос.органов не полная, то именно организация, как показывает судебная практика, должны обеспечить ее полноту в т.ч. путем заключения договора.
Так согласно Определению Верховного Суда РФ от 08.06.2020 N 309-ЭС20-7757 по делу N А76-5085/2019 общество было обязано предпринять меры по получению сведений о неблагоприятных метеорологических условиях, в связи с чем признали оспариваемое предписание соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы общества.
Суды исходили из того, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Данные лица имеют возможность получения информации о неблагоприятных метеорологических условиях с официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо заключив соответствующее соглашение (договор) на предоставление информации о прогнозируемых неблагоприятных метеорологических условий.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях предоставляется заинтересованным лицам в форме прогнозов на 1 - 3 суток первой, второй или третьей степени опасности (пункт 5 Порядка N 899).
Сам по себе факт отсутствия прогнозов неблагоприятных метеорологических условий на официальном сайте в сети Интернет не освобождает хозяйствующий субъект от исполнения возложенных на него законом обязанностей по учету выбросов в атмосферный воздух и принятию соответствующих мер, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Уважаемый гость!
Ответ на этот вопрос могут просматривать только подписчики журналов “Экология производства” и “ТБО”.