Разработаны проекты СЗЗ, из которых следует, что СЗЗ для промплощадки не требуется. Экспертное заключение положительные и подтверждает позицию разработчика. ТУ Роспотребнадзора выдаёт отказ, ссылаясь на то, что критерий оценки необходимости установления СЗЗ - 0,1 ПДК. Как правильно оценить правомерность действий ТУ РосПотребнадзора. Также есть разъяснительное письмо центрального аппарата РосПотребнадзора, согласно которому критерий не 0,1 ПДК, а 1 ПДК.
Добрый день, Иван.
Вы совершенно правы, позиция госоргана не соответствует требованиям действующего законодательства.
Мнение, изложенное в письме, основано на применении лишь одного критерия (из 3- обязательных) оценки необходимости разработки и установления СЗЗ.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении объектов, которые, одновременно, обладают следующими признаками:
1) объект является объектом капитального строительства;
2) объект является источником химического, физического и/или биологического воздействия на среду обитания человека;
3) за контуром объекта сформировано химическое, физическое и/или биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования.
Как известно, перечисленные критерии для решения вопроса о необходимости установления СЗЗ определены в абз. 2 п. 1 "Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.
Важно обратить внимание, что территориальный орган Службы отталкивается в своем обосновании от положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74.
Действительно, в числе прочего, пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Однако это, отнюдь, не единственный признак, наличие которого (самого по себе) требует разработки и установления СЗЗ в отношении того или иного объекта.
При этом СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 применяется лишь в части не противоречащей Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, так как с точки зрения юридической силы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 стоит ниже в иерархии источников правового регулирования.
Несмотря на то, что это в принципе, по ряду причин, бесспорный тезис, полагаю, что территориальные органы Службы не могут не учитывать (дополнительно), что с этим тезисом согласен и центральный аппарат Роспотребнадзора (о чем свидетельствует несколько писем госоргана).
Таким образом, в настоящее время установление СЗЗ не требуется в отношении объектов, которые не обладают одновременно каждым из перечисленных выше признаков.
В частности, установление СЗЗ не требуется в отношении объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
СЗЗ не устанавливается в отношении объекта, не являющегося источником воздействия на среду обитания человека.
Также установление СЗЗ не требуется в отношении объекта, воздействие которого за его контуром не превышает санитарно-эпидемиологические требования.
Более того, по второй части письма нельзя не отметить, что госорган очевидно искажает смысл положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Тот факт, что критерием для определения размера СЗЗ является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК и ПДУ не свидетельствует о том, что СЗЗ должна устанавливаться по границе промплощадки.
Санитарно-защитная зона - это "буферная" зона - специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
При этом установление СЗЗ по границе промышленной площадки не отвечает заявленным в том же СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 целям установления СЗЗ и функциональному назначению зоны. Территория промышленной площадки сама по себе является территорией с особыми правилами использования, в то время как СЗЗ устанавливается для цели недопущения размещения объектов и территорий, несовместимых с режимом СЗЗ, там где не обеспечивается соблюдение санитарно-эпидемиологических требований (ПДК и ПДУ).
Уважаемый гость!
Ответ на этот вопрос могут просматривать только подписчики журналов “Экология производства” и “ТБО”.