offline_pin Вопрос решен
Охрана атмосферного воздуха
Периодичность контроля выбросов ЗВ

Здравствуйте!

На моем предприятии 3 категории проведена инвентаризация ЗВ, по ее итогам выявлены вещества 2 к.о.

Мы сделали проект НДВ (в данный момент от отправлен на экспертизу во ФБУЗ).

В проекте есть план - график контроля за соблюдением нормативов ПДВ в соответствии с 74 приказом. В это план-график не входят вещества 2 класса опасности.

Вопрос: Должны ли мы мы отдельно от плана-графика вести контроль за выбросами веществ 2 к.о.?

Как в отчитываться в декларации за НВОС по итогам года?

Можно ли указать, что нормативный выброс равен фактическому выбросу без проведения анализов?


access_time 02.10.2020
person_outline Наталья Наталья
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
432
просмотра

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 05.10.2020

Здравствуйте, Наталья!

В соответствии с требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утв. Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 (9.1.1, 9.1.2), в план-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в т.ч. маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более трех месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки. В План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.

Таким образом, Если в соответствии с указанными требованиями в Ваш план-график не входят вещества 2 класса опасности, значит проводить контроль по ним не нужно. Похожая ситуация и раньше была, когда определяли периодичность проведения контроля раз в 5 лет и фактически осуществляли его с очередной инвентаризацией и разработкой ПДВ.

С другой стороны, что касается исчисления платы за НВОС.

Согласно статьям 16.2 и 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (далее — ПЭК) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ. При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и превышающие такие нормативы выбросы, включая аварийные. Информация о платежной базе представляется за отчетный период в составе декларации о плате за НВОС. При исчислении платы за НВОС хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете по ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах НДВ, НДС, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

Согласно постановлению Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду":

11(1). При исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

В отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, такие лица используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил.

11(2). Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

При непредставлении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля такие лица для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21(1) настоящих Правил.

17. Плата в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, технологических нормативов, либо в соответствии с декларацией о воздействии на окружающую среду, либо в соответствии с отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории (Пнд) рассчитывается по формуле:

Рисунок 32768

Мндi - платежная база за выбросы или сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как объем или масса выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ в количестве равном либо менее установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, технологических нормативов, тонна (куб. м). Для объектов III категории платежная база за выбросы или сбросы i-го загрязняющего вещества определяется как объем или масса выбросов или сбросов i-го загрязняющего вещества, указанные в отчете об организации, о результатах осуществления производственного экологического контроля, тонна (куб. м).

ИТАК, ВЫВОД:

По логике рассуждений из анализа всего вышеперечисленного приходим к тому, что за вещества 1,2 класса опасности, которые не попадают в ПЭК согласно требованиям, плату вносить не нужно, т.к. платежная база нулевая. Однако т.к. однозначно это не прописано ни в ФЗ №7, ни в ПП 255, не было высказано ни в одном разъяснительном письме, да и если учесть положения ч. 8 ст. 16.3 ФЗ №7, которая вступает в прямое противоречие с приказом МПР № 74, и расчет платы за сверхнорматив и аварийные выбросы, то в целях уменьшения риска Вам либо необходимо направить запрос в Минприроды и Росприроднадзор с целью прояснить данную ситуацию, что делать с платой по данным веществам в этом случае, либо все же вносить плату за данные вещества на основании данных первичного учета в пределах нормативов, так же можно подстраховаться и включать значения по ним в отчет по ПЭК, с оговоркой, что включаете их в целях определения платежной базы, а не на основании результатов проведения контроля.

Т.к. порядок первичного учета выбросов не определен, то в этом случае при определении платежной базы с учетом неизменности технологических процессов и режима работы, я считаю, Вы можете фактический максимально разовый выброс приравнять к нормативному выбросу без проведения анализов, а вот годовой уже рассчитать с учетом фактически отработанного времени.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».