offline_pin Вопрос решен
Охрана атмосферного воздуха
III категория НДВ и НМУ

Объект относится к III категории, в составе выбросов отсутствуют радиоактивные вещества, высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности), выбросы при данных условиях признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов.

Нормативы допустимых выбросов для объектов III категории рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности) при их наличии в выбросах.

Для согласования мероприятий при НМУ необходимо иметь приказ Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области об утверждении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов.

Если выбросы признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, а Нормативы допустимых выбросов для объектов III категории рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности) при их наличии в выбросах как следует поступить такой организации и что она должна получить в итоге от Росприроднадзора?

access_time 31.07.2020
person_outline Екатерина
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
38
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 01.08.2020

Здравствуйте, Екатерина!

Если у Вас объект негативного воздействия III категории, то в соответствии с действующими нормативно правовыми актами для этого объекта Вы ни чего не должны получать в Росприроднадзоре в принципе, даже если объект относится к федеральному уровню надзора, обоснование ниже.

Во-первых, согласно положениям п 4. ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 27.12.2019) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории. Т.е. для остальных веществ ни каких расчетов нормативов делать не надо, не надо получать разрешения или согласования.

Во-вторых, согласно п.п. 1, 9 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 ноября 2019 г. № 811 (далее планы мероприятий в период НМУ), разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов объектов НВОС I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды. В отношении «подлежащих нормированию» в приказе не раз дана прямая отсылка на статью 22 (Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов) Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Следовательно в перечень загрязняющих веществ, для которых разрабатываются планы при НМУ входят вещества из перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р и для ОНВ III категории соответственно только вещества обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности).

Таким образом, в отсутствии данных веществ согласно положениям приказа № 811 для ОНВ III категория мероприятия при НМУ не должны разрабатываться.

Однако, при этом необходимо понимать, что мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти (далее ОИВ) субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (т.е. к Росприроднадзору мероприятия при НМУ ни какого отношения не имеют вообще).

И, к сожалению, далеко не все органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный экологический надзор, осознали, что им необходимо привести свои регламенты по разработке и согласованию мероприятий в период НМУ в соответствие с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 ноября 2019 г. № 811, и в этих регламентах могут быть прописаны совершенно другие условия определения необходимости проведения мероприятий при НМУ, поэтому в целях уменьшения рисков, я бы направила соответствующий запрос (в Минприроды РФ и в уполномоченный ОИВ региона) предварительно от физического лица о необходимости разработки и согласования планов мероприятий в период НМУ на объектах III категории в отсутствии в выбросах веществ 1,2 класса опасности.

Далее действовать в зависимости от ответа, если он будет прямым и однозначным, что разрабатывать и согласовывать не нужно, спокойно выдохнуть и можно направить официальный запрос от организации, если витиеватым или прямо указывающим на необходимость разработки и согласования, то проигнорировать и подождать судебную практику по данному вопросу, если в ближайшее время у Вас не будет плановых проверок.

При этом по возможности я рекомендую при наступлении НМУ выполнять применимые мероприятия, указанные в приложении № 1 к Приказу от 28 ноября 2019 г. № 811, в целях снижения рисков претензий со стороны населения и надзорников, т.к. концентрация загрязняющих веществ в периоды НМУ действительно может повышаться, что может привести к жалобам со стороны населения и соответственно внеплановой проверке.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».