offline_pin Вопрос решен
Обращение с отходами
Плата за внос при уборке автомобильных дорог

Организация осуществляет обслуживание автомобильных дорог общего назначения. В результате образуется "отходы (мусор) от уборки полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог", которые передаются по договору для размещения на полигоне. Кто должен вносить плату за размещение отходов? Администрация района как собственник дорог общего назначения или организация, осуществляющая уборку дорог?

access_time 27.07.2020
person_outline Ольга
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
286
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 04.08.2020

Здравствуйте, Ольга!

В данном случае вопрос целесообразно урегулировать в рамках контракта с администрацией района на уборку дорог, чтобы потом долго не доказывать кто что должен.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Также согласно п. 4. статьи 23 ФЗ № 89 внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

В Вашем случае вопрос не совсем однозначный.

С одной стороны отходы образуются при непосредственной уборке полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог, т.е. в ходе выполнения определенных работ Вашей организацией в рамках контракта, к тому же данный отход входит в группу "Отходы при предоставлении прочих услуг по уборке и очистке. 7 39 900 00 00 0", что также указывает на его происхождение именно от оказания услуг по уборке дорог, и договор на удаление данных отходов на конечный объект размещения тоже заключен скорее всего Вашей организацией, поэтому с моей точки зрения, претензии со стороны надзорных органов по учету данных отходов, паспортизации, предоставлении соответствующей отчетности в том числе статистической по форме 2 ТП отходы, а также соответственно расчету и внесению платы за размещение указанных отходов будут именно к Вашей организации, особенно если принять во внимание письмо Росприроднадзора от 13.07.2015 N ОД-03-04-32/11939, согласно которому образователем (собственником) отходов является лицо, образовавшее их, либо лицо, которое приобрело право собственности на отходы у третьих лиц. При этом право собственности на отходы устанавливается в соответствии с ГК РФ (см. ст. 4 ФЗ№89 ). В частности, в ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации среди оснований для возникновения (приобретения) права собственности на имущество названа сделка по его отчуждению (купля-продажа, мена и др.).

С другой стороны, если собственником дорог является администрация района, то именно она в силу части 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп.1, 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации отвечает за содержание данных дорог, если иное не предусмотрено законом или договором. К расходам на содержание имущества также можно отнести и платежи за негативное воздействие на окружающую среду. При этом, однако, в силу объективных причин вести учет отходов администрации будет явно затруднительно.

Опять же в п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" содержится примечание: собственниками отходов, образователь которых не установлен, являются органы местного самоуправления (далее - ОМСУ), юридические лица или ИП, ответственные за территории, где эти отходы находятся.

Вместе с тем, я полагаю, что если в договоре с администрацией ни как не был урегулирован вопрос по обращению с данными отходами, в части обязанности их учета, предоставления соответствующей отчетности, в том числе относительно внесения платы за их размещение, также при обосновании максимальной стоимости работ нигде не "всплыла" плата за размещение, то возможно, что в суде удастся доказать, что Вы не являетесь образователем данных отходов, а лишь как подрядная организация выполняете за администрацию работы по содержанию автомобильных дорог, и что по факту собственником и образователем отходов является администрация.

К сожалению именно по данному вопросу мне не удалось найти судебной практики в первом приближении, поэтому в целях оценки риска, попробуйте поискать ее самостоятельно.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».