offline_pin Вопрос решен
Обращение с отходами
Транспортирование отходов без лицензии

Надежда, приветствую Вас!

Можно проконсультироваться с Вами по следующему вопросу:

Наш офис и производственный объект располагаются в разных субъектах РФ.

Производственный объект поставлен на государственный учет, офис на гос учете не стоит (заявку на постановку не подавали).

В офисе образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, картриджи, щелочные батарейки, оргтехника (ИБП, клавиатура, компьютеры, телефоны), бытовая техника (кондиционеры, чайники, микроволновки), офисная мебель.
Все отходы отправляются на склад отходов, который расположен на территории производственного объекта.


Возникли трудности с двумя вопросами:
1) нужно ли ставить офис на гос учет (правильно ли я понял, что, поскольку отсутствуют выбросы постановка на гос учет не требуется?) По офису из экологической отчетности ведем только Журнал движения отходов? И подаем сведения в региональный кадастр отходов?
2) По всей видимости, нарушаем законодательство при осуществлении транспортирования без лицензии. По Вашему мнению, возможно ли перечень с отходами поделить на две "категории":

- часть отходов нельзя категорически перевозить самим

- другая часть отходов (отходы оборудования, мебели IV класса опасности) можно перемещать самим.

Я веду к тому (если мысли мои верные), что оборудование и мебель, которое транспортируем на склад не списываются сразу: как правило, созывается комиссия для списывания его с баланса (т.е., фактически, оборудование и мебель становятся отходами только после его списания). Гипотетически, его еще могут отремонтировать/починить, если это будет целесообразно. Его списывание производится после прибытия на склад.

Насколько верно сделан вывод о том, что на склад самостоятельно можно отвозить все перечисленные отходы, за исключением ламп, картриджей, щелочных батареек - отходов, которые не подлежат "теоретически" восстановлению и "починить" их невозможно.

Другими словами, лампы, картриджи, щелочные батарейки становятся отходами как только они утратили свои потребительские свойства и перевозить их мы уже не можем?

Если возможно, добавлю, что батареек набирается не так много в офисе, заключать отдельный договор на их вывоз - то еще удовольствие...

Благодарю за помощь и буду рад вашим замечаниям. Со всем уважением.










access_time 15.07.2020
person_outline эколог
Вы ответили на этот вопрос
8
ответов
389
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 8

access_time 17.07.2020

Здравствуйте!

Госучет.

В настоящее время постановка на государственный учет объектов, не имеющих источники выбросов и сбросов, технически! не возможна. Теоретически "некатегорийных" объектов быть не должно в соответствии с действующим законодательством, а именно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", но фактически в соответствии с действующими критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утв. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029, такие объекты появились. Хотя некоторые уполномоченные органы исполнительной власти умудряются присваивать офисам в отсутствии источников выбросов и сбросов III категорию на основании п.5 раздела III Критериев, т.к. на таких объектах "осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность, не указанная в I, II и IV разделах настоящего документа", что принципиально противоречит вышеупомянутой ст. 4.2 ФЗ № 7, т.к. офисы оказывают явно меньшее негативное воздействие, чем малые котельные, например, которые могут быть отнесены IV категории НВОС ( в принципе об этом же говориться в письме Росприроднадзора от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054).

Согласно Разъяснениям Росприроднадзора "О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет", которые были представлены на официальном сайте Федеральной службы, которые сейчас можно посмотреть здесь http://old.rpn.gov.ru/node/29330, перейдя по ссылке или здесь http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207..., в случае, если объект не соответствует Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее - Критерии), такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет в соответствии с положениями ст. 69 Закона ФЗ №7 (см. п. 2.2).

Согласно уведомлению Росприроднадзора от 13 декабря 2016 года «Кто не должен подавать заявку о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия», также размещенном на официальном сайте Федеральной службы (сейчас можно здесь найти http://24.rpn.gov.ru/node/30189), в соответствии с определением объекта НВОС юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется.

Постановка объектов, не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена.

При этом отмечу, что уже не однократно предпринимались попытки внести изменения в действующие Критерии (последний проект см здесь https://regulation.gov.ru/p/102063), поправками предполагается внести изменения, благодаря которым все объекты возможно будет поставить на учет и устранить правовой пробел.

Так что пока на текущий момент, раз уж Вы не подавали заявку и не получали официальный отказ, лучше дождаться внесения изменений в Критерии и тогда направить заявку.

Документация.

Офисы должны иметь и предоставлять соответствующую документацию по обращению с отходами в соответствии с Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", т.к. он является головным и равносильным ФЗ №7, что порождает определенные правовые коллизии, особенно в части внесения платы за отходы, не относящиеся к ТКО. Итак, согласно статьям 10, 11, 14, 18, 19, 20, 23 ФЗ № 89, хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых, в т.ч. эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, образуются отходы, которые осуществляют деятельность по обращению с отходами, обязаны:

- соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;

- вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам (ТКО), и подавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утв. Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3. А именно, сведения о размещении отходов образующихся в головном офисе должны быть включены в общую декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду по всем объектам организации.

- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами (подавать форму статистического учета № 2-ТП (отходы).

- вести учет отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014);

- предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами;

- осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности и на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составить паспорт отходов I - IV классов опасности (порядок и правила паспортизации утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712);

- подавать сведения в Кадастр отходов.

- иметь соответствующие инструкции по обращению с отходами и планы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций.

Транспортирование.

Что касается транспортирования отходов собственными силами. Транспортировать собственными силами можно только отходы V класса опасности. Транспортировать отходы I-IV класса опасности самостоятельно без наличия соответствующей лицензии нельзя категорически.

Но, как Вы верно отметили, это касается именно отходов, а когда то или иное изделие становиться отходом решает сам природопользователь, соответственно если изделие очевидно и бесспорно не утратило всех своих потребительских свойств, то оно может быть признано отходом соответствующей комиссией на Вашем производственном объекте. Под такие изделия однозначно попадают мебель, офисная, да и любая другая техника, которую теоретически можно починить или продать товар второго сорта.

Что касается картриджей, если, например, у Вас есть договор на их обслуживание и дозаправку, то можно позиционировать как то, что на складе производственного объекта собирается общая партия картриджей, которые потом отвозят спец. фирме, заправляют и продолжают использовать. Или допустим для нужда склада не так важно качество печати, поэтому на складе у Вас могут использоваться б/у картриджи из офиса (это можно отразить во внутреннем распорядительном документе, что б/у картриджи, поступающие из офиса и не обеспечивающие необходимое качество печати внешних документов, после механического воздействия ("встряхивания") подлежат использованию в таком-то офисном оборудовании производственного объекта для печати документов внутреннего пользования до полной потери потребительских свойств).

Аналогично теоретически можно и с батарейками поступать, т.к. допустим на складе м.б. оборудование с более низким энергопотреблением (пульты, часы и прочее) и батарейки, поступающие с офиса (можно даже зарегламентировать периодичность их замены в офисе, чтобы они полностью не утрачивали потребительские свойства) устанавливать в менее энергоемких устройствах после механического воздействия ("постукивания" друг о друга) с целью использования до полной утраты потребительских свойств.

Все эти "извращения" необходимо фиксировать во внутренних документах, тогда придраться будет не к чему.

Вот с лампами действительно ничего не поделаешь, да и обращение с ними регулируется дополнительно отдельным постановлением правительства.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».