Стоимость 3000 ₽
offline_pin Вопрос решен
Экологические платежи
Декларация о плате за НВОС_Раздел 2

Предприятие имеет выпуски ливневых сточных вод (объекты НВОС 3 категории) в водные объекты, решений на право пользования водными объектами нет, нормативов допустимых сбросов нет, очистных сооружений нет.

При заполнении Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду ставим плату за сбросы по нормативу, без повышающего коэффициента 25, т.к. объекты 3 категории и сдадим отчеты об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (отчеты ПЭК).

Но в отчете ПЭК в Разделе 3 отсутствуют таблицы с объемом и массой сбросов загрязняющих веществ. В связи с этим может ли Росприроднадзор при проверке Декларации применить к предприятию пункт 11(2) Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (ред. от 27.12.2019) "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" и требовать перерасчета платы за сбросы с коэффициентом 25?

access_time 19.02.2020
person_outline Сергей
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
491
просмотр

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 19.02.2020

Здравствуйте, Сергей!

Обратимся к действующим нормативным документам.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ.

Статья 16.2. Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду

1. Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).

2. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

3. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

4. При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Статья 16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду

8. При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду")

Согласно п. 17 ПП для объектов III категории платежная база за выбросы или сбросы i-го загрязняющего вещества определяется как объем или масса выбросов или сбросов i-го загрязняющего вещества, указанные в отчете об организации, о результатах осуществления производственного экологического контроля, тонна (куб. м);

Приказ Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля"

9.2. Подраздел "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов" должен содержать:

программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, разработанную в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205;

план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков;

программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденной приказом Минприроды России от 14 марта 2007 г. N 56 (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2007 г., регистрационный № 9317),

9.2.1. Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, предусмотренная абзацем третьим пункта 9.2 настоящих требований, должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал.

ВЫВОД.

Таким образом получаем, что в пункте 9.2.1 Приказа № 74, речь идет также как и для выбросов ОНВ III категории только о веществах I и II классов опасности, т.к. есть указание, что программа измерений качества сточных вод должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса..., а нормируются для ОНВ III категории только вещества 1,2 классов опасности (п.4 ст. 22 ФЗ№7). Приказ № 74 в части требований к программе измерений качества сточных вод отсылает к Приказу № 205, а там нет разграничений по веществам разных классов опасности, при этом согласно п. 2 данного приказа обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Получаем в целом некоторое несоответствие вышеперечисленных требований ФЗ №7 об определении платежной базы и Приказа № 74 об организации и оформлении результатов ПЭК в целях формирования этой платежной базы в том числе в части сбросов загрязняющих веществ для объектов III категории. Так получается, что установленными нормативами признаются разработанные и утвержденные самим хозяйствующим субъектом нормативы веществ I и II классов опасности и величины эмиссий иных веществ, указанные в отчете по ПЭК. При этом в отчете ПЭК в настоящее время отображаются лишь реквизиты писем, с которыми были направлены соответствующие отчеты о результатах учета сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качествава в Территориальный орган Росводресурсов, при этом согласно указаниям Приказа Минприроды России от 16.10.2018 N 522 таблица 3.1 "Сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества" предполагается к заполнению респондентом в случае, если Программой производственного экологического контроля предусмотрено проведение мероприятий по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, равно как и таблица 3.2 "Сведения о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод, выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах)", заполняется, если Программой производственного экологического контроля предусмотрено ведение регулярных наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также проведение измерений качества сточных и (или) дренажных вод.

В итоге, пока соответствующие изменения не внесены ни в Приказ Минприроды России от 28.02.2018 N 74, ни в Приказ Минприроды России от 14.06.2018 N 261, ни в Приказ Минприроды России от 16.10.2018 N 522, ОНВ III категории получается должны в принципе вносить плату только за вещества 1,2 класса опасности, а в поверхностных ливневых стоках таких, как правило нет, поэтому Вы можете ни чего не вносить в ПЭК сославших на отсутствие веществ 1,2 класса опасности и плату также не вносить.

Если есть большое желание внести плату за остальные вещества и нет желания спорить с надзорными органами, то в сложившихся условиях можно проявить творческий подход и внести в отчет по ПЭК результаты учета сбросов данных веществ, если замеры не проводились, то расчетным методом, если проводились, то с учетом этих замеров, за основу можно, полагаю взять таблицу 2.2. "Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", переименовав ее соответствующим образом и добавив необходимые столбцы для указания сведений о годовом сбросе данных веществ и сопроводив пояснительной запиской, что в целях выполнения указаний п.8 ст. 16.3 ФЗ № 7 с учетом положений п. 11(1) ПП № 255 Вами в отчет о ПЭК была добавлена соответствующая таблица. Если все же есть вещества 1,2 класса опасности, то нормативы на них должны быть разработаны, в данном случае отчет о ПЭК будет лишь определять платежную базу в часте массы сброшенных веществ, которая не должна превышать рассчитанные нормативы.

Однако, надо понимать, что с учетом сложившейся правовой неопределенности, полностью исключить риск каких-либо претензий со стороны Росприроднадзора нельзя, хотя для обоснования применения 25 кратного коэффициента им необходимо будет сначала ознакомиться с Вашим отчетом по ПЭК и расчетами нормативов для веществ 1,2 классов опасности, если такие есть. Далее если такие вещества есть, а нормативов допустимых сбросов нет может быть применен 25 кратный коэффициент к плате за сброс данных веществ.

В отношении остальных веществ при фактическом предоставлении отчета по ПЭК обосновать применение п. 11(2) ПП № 255 будет очень сложно, т.к. отчет по факту подан и я не думаю что данные, указанные в нем у Вас будут отличаться от сведений, поданных в декларации.

Но усматривается риск следующего плана, хотя он минимальный и его можно оспорить, т.к. решения на право пользования водными объектами нет (а быть должно получается при организованном сбросе в водный объект), соответствующие сведения о результатах учета объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества Вы, как я понимаю, не подавали, соответствующий контроль не осуществляли, поэтому чисто формально можно указать, что в Вашем отчете необходимые сведения отсутствуют (о реквизите соответствующих писем), однако в данном случае полагаю целесообразно в принципе настаивать на том, что плату за сброс веществ, не относящихся к веществам 1,2 класса опасности Вы, в соответствии с действующими требованиями, вносить вообще не должны.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».