offline_pin Вопрос решен
Нормирование
Здравствуйте! Прошу подсказать нужно ли разрабатывать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при НМУ? Категория объекта 3. И требуется ли такие мероприятия согласовывать с гос. органами?
access_time 12.02.2020
person_outline Ирина
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
428
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 13.02.2020

Здравствуйте, Ирина!

20.12.2019 г. было дано разъяснение в письме Росприроднадзора № СР-03-01-31/36178 "О мероприятиях по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ" приведу его содержание:

"В связи с поступающими обращениями территориальных органов Росприроднадзора разъясняем, что Федеральным законом от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ).
Так в пункт 3 статьи 24 Закона № 96-ФЗ внесены дополнения в части проведения внеплановых выездных проверок осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) при поступлении информации о наступлении НМУ согласно пункту 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ, после извещения органов прокуратуры о проведении такой проверки (согласование не требуется). Данные изменения вступили в силу с 01.11.2019.
В соответствии со статьей 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) I, II и III категорий, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ не проводятся на объектах IV категории.
Вместе с тем, согласно пункту 3.3 статьи 24 Закона № 96-ФЗ, внеплановые выездные проверки в периоды НМУ в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, проводятся только при поступлении в органы государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха обращения или заявления, содержащих сведения о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее – Порядок) установлен приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899.
Заинтересованными лицами в целях настоящего Порядка являются в числе прочих и юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 9 Порядка информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам.
Представляемая уполномоченным органом в соответствии с Порядком информация о НМУ включает, в том числе, наименование городского или иного поселения, в пределах которого прогнозируются НМУ, период (дата и время), в течении которого ожидаются НМУ, а также степень опасности НМУ.
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 будут утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ. Данный приказ вступит в силу после его регистрации в Минюсте России.

Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ОАО «НИИ Атмосфера», г. С-Пб, 2012) рекомендовано, в том числе, отражение в проекте нормативов предельно допустимых выбросов мероприятий по регулированию выбросов в периоды НМУ. Вместе с тем, указанное Методическое пособие носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом, которым устанавливаются обязательные к исполнению требования.
Кроме того, с 01.01.2019 вступили в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ), регламентирующие применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.
Так юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение, на объектах II категории и III категории – представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду и отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух соответственно. Действующим законодательством Российской Федерации не определено представление мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ к указанной документации.
Таким образом, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при НМУ разрабатываются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах НВОС I, II и III категорий, в виде самостоятельного документа и согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Выполнение/невыполнение конкретных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтверждается по результатам государственного экологического надзора, посредством проведения плановых, внеплановых, документарных и выездных проверок, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также административных расследований, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ".


Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».