Стоимость 3000 ₽
offline_pin Вопрос решен
СЗЗ
Оценка риска здоровью населения в рамках проекта СЗЗ.

Здравствуйте! Прошу разъяснить следующий вопрос. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (п. 4.2) установление размеров СЗЗ для объектов I и II класса опасности осуществляется Постановлением главного государственного врача РФ. Основанием для принятия такого решения является оценка риска здоровью населения в случае, если расстояние от границы промышленного объекта до нормируемых территорий менее двукратного расстояния расчетной СЗЗ.

Вместе с тем в настоящее время СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 применяется в части, непротиворечащей ПП РФ № 222 от 03.03.2018. Согласно п. 16 ПП РФ № 222 от 03.03.2018 проект СЗЗ содержит обоснование границ и размеров СЗЗ и оценку риска для здоровья человека.

В этой связи прошу разъяснить в каком случае необходимо обязательно проводить оценку риска здоровью населения, согласно каким требованиям проводится оценка риска здоровью населения? Необходима ли данная оценка риска здоровью населения в случае, если объект ответствует в санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03?

access_time 16.01.2020
person_outline Козлов Сергей Александрович
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
661
просмотр

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

Мария Ламихова , Саратов
«ООО НПО "Экологический центр"»
textsms 137 ответов
access_time 28.01.2020

Добрый день! Проблема действительно существует, и решения у нее неоднозначные. Некоторое время назад выдача санитарно-эпидемиологических заключений Роспотребнадзора о соответствии /несоответствии санитарным правилам обоснования организации санитарно-защитных зон осуществлялась в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Однако Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222, утвердившее Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, внесло несколько противоречивых требований, не соответствующих требованиям СанПиН, в частности относительно оценки риска для здоровья населения.

В части оценки риска в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 сказано:

3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).

При этом:

4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:

[…]

- оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.

[…]

Оценка риска для здоровья человека – это количественная и качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции. Результатом является заключение о достаточности мероприятий по охране атмосферного воздуха, которые предлагаются в проектах обоснования размеров санитарно-защитных зон. Это отдельный вид работ, выполняемый профильными организациями на возмездной основе. Работа проводится в соответствии с методикой, изложенной в Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» и другими методиками, согласованными с органами Роспотребнадзора. Организация должна быть сертифицирована в установленном порядке, кроме того, проведенные работы и очтет по ним должны впоследствии тоже пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу в аккредитованных на это инспекционных органах.

Однако согласно Постановлению Правительства РФ № 222:

16. Проект санитарно-защитной зоны содержит:

[…]

д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

Можно сделать вывод, что проведение работ по оценке риска для здоровья населения, согласно Правилам, теперь является обязательным для всех без исключений проектов СЗЗ.

В связи с этим возникает вопрос о приоритетности одного из упомянутых нормативно-правовых актов над другим. С точки зрения федерального законодательства, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно данному закону:

Статья 12. Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке

2. При […] проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 39. Утверждение санитарных правил

1. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

[…]

4. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

Таким образом, Правила установления СЗЗ и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 применяются взаимосвязано в рамках ч. 2 ст.12 Федерального закона N 52-ФЗ. При решении вопросов установления СЗЗ должны соблюдаться санитарные правила, т.е. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждается Правительством Российской Федерации, то есть Постановлением № 222.

Обратите внимание, что согласно последним поправкам в законодательстве, правительство устанавливает Положение о санитарно-защитных зонах, а не Правила.

Отметим также, что пункт 6 Правил гласит, что при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны. Согласно Земельному кодексу РФ, Статья 105, теперь СЗЗ относится к ЗОУИТ – зонам с особыми условиями использования территории, что еще больше усложняет дело, так как согласно требованиям Постановления № 222 и Градостроительного кодекса (вплоть до его последней редакции) нужно было обязательно иметь на руках решение об установлении СЗЗ, чтобы получить разрешение на строительство объекта капительного строительства. Хорошая новость в том, что последние изменения, внесённые в Градостроительный кодекс Федеральным законом от 27.12.2019 N 455-ФЗ, отсрочили данное требование на 2 года. Тем не менее, острота проблемы остается. Отсутствие оценки риска может привести к несвоевременному получению Решения об установлении СЗЗ. В связи с этими рисками был составлен запрос в Роспотребнадзор о необходимости оценки риска в тех или иных случаях. На наш запрос мы получили следующие разъяснения:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрела Ваше обращение по вопросу необходимости в составе проекта санитарно-защитной зоны оценки риска для здоровья населения и сообщает.

В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.18 г. 222 “Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон” (далее – Правила) определён порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

С момента вступления в силу Правил санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" действуют в части, не противоречащей Правилам.

Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ разработка санитарных правил должна предусматривать определение санитарно-эпидемиологических требований предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения, в том числе установление оснований, при наличии которых требуются расчет и оценка риска для здоровья человека. Таким образом, оценка риска здоровью населения производится в порядке, определённом положениями санитарного законодательства. Соответственно при определении порядка проведения оценки риска при проектировании СЗЗ необходимо руководствоваться требованиями СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

То есть, данное письмо подтверждает приоритетность требований СанПиН, в том числе исключений в части оценки риска для тех объектов, которые расположены на значительной удаленности от жилых и других нормируемых территорий.

Что касается объектов, не входящих в санитарную классификацию, представленную в СанПиН, в Постановлении ничего не сказано прямо об оценке риска для таких объектов, так же как и не сказано об этом в СанПиН. Единственное, что можно найти о таких объектах в Постановлении № 222:

3. Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

То есть, решение будет выдаваться центральным аппаратом Роспотребнадзора. Если буквально трактовать требования законодательства, то исключение, касающееся проведения оценки рисков для удаленных от жилья объектов, не может распространяться на неклассифицированные объекты, так как они не имеют ориентировочной СЗЗ. Так или иначе, в связи с такими правовыми пробелами и противоречиями рекомендуем Вам обратиться в местный или центральный аппарат Роспотребнадзора для выяснения деталей правоприменения в конкретно Вашей
Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».