offline_pin Вопрос решен
Обращение с отходами
Должна ли управляющая компания заключать отдельный договор с региональным оператором ТКО на вывоз опавшей листвы?

Добрый день, просим дать разъяснение:

Управляющая компания, обслуживающая многоквартирный жилой дом, заключила договор с региональным оператором ТКО, в рамках которого происходит вывоз отходов:

- Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), код ФККО 73111001724;

- Отходы из жилищ крупногабаритные, код ФККО 73111002215.

Ситуация №1:

В рамках обслуживания территории многоквартирного дома, происходит подметание земельного участка под МКД с элементами озеленения и благоустройства. На данном земельном участке произведено межевание, и он является собственностью собственников помещений МКД. На территории 2 раза в год в осенний и весенний период образуется опавшая листва.

Согласно "Банка данных об отходах" (последнее изменение на 06.08.2019), размещенного на сайте Росприроднадзора http://old.rpn.gov.ru/opendata/7703381225-bankdannih, от обработки и обслуживании парков и садов для частных и общественных жилых домов, общественных и нежилых зданий, городских территорий (парков, городских зеленых зон, т.п.), торговых зданий, спортивных площадок, игровых площадок, зон образуются отходы относящиеся к ТКО:

- «Растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками», код ФККО 73130002205. Компонентный состав отхода содержит преимущественно древесные, кустарниковые растения и их части: ветви, стволы, обрезь деревьев, кустарников, листву (в том числе опавшую листву), кору, и др.; может содержать травянистые растения и их части. Может содержать песок, грунт, опилки древесные, щепу.

Вопрос №1:

Обязана ли управляющая компания заключать отдельный договор с региональным оператором ТКО на отходы - Растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками?

Ситуация №2:

В рамках обслуживания территории многоквартирного дома, происходит подметание земельного участка под МКД с элементами озеленения и благоустройства. На данном земельном участке не произведено межевание, и он является собственностью муниципального образования. На территории 2 раза в год в осенний и весенний период образуется опавшая листва.

Согласно "Банка данных об отходах" (последнее изменение на 06.08.2019), размещенного на сайте Росприроднадзора http://old.rpn.gov.ru/opendata/7703381225-bankdannih, от чистки и уборки территории городских и сельских поселений образуются отходы относящиеся к ТКО:

- «Мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства», код ФККО 73120002725. В компонентный состав отхода может входить песок, грунт, камни, гравий, материалы природного растительного происхождения (опад листвы, части растений, древесина), бумага, картон, полиэтилен, текстиль и другие материалы.

Вопрос №2:

На основании того, что территория земельного участка под МКД с элементами озеленения и благоустройства является собственностью муниципального образования, в компетенции какого юридического лица находится заключение договора с региональным оператором ТКО на отходы - «Мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства» управляющей компании или муниципального образования?

Ситуация №3:

Управляющая компания в многоквартирном доме занимает несколько помещений. В управляющей организации работает 5 сотрудников, которые ежедневно 5 дней в неделю приходят в помещения и занимаются офисной работой. В рамках деятельности управляющей компании от чистки и уборки нежилых помещений; сбора отходов офисных/бытовых помещений организаций образуются отходы, относящиеся к ТКО:

- «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», код ФККО 73310001724. В состав отхода могут входить пищевые отходы, бумага/картон, полимерные материалы, текстиль, стекло, древесина, черные и цветные металлы и прочие материалы (а также изделия), отходы которых по ФККО отнесены к IV-V классам опасности.

Вопрос №3:

1) Обязана ли управляющая компания заключать отдельный договор с региональным оператором ТКО на указанные отходы - «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)»?
access_time 20.11.2019
person_outline Павел Шевчук
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
788
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 20.11.2019

Здравствуйте, Павел!

По вопросу №1, учитывая, что "растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.7 31 300 02 20 5" входят в группу "Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам.7 31 300 00 00 0", таким образом согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 02.11.2018), данные отходы являются ТКО, я полагаю, что данные отходы должны быть включены в действующий договор с региональным оператором и учитываться по фактическому объему, это если следовать букве Закона.

Вместе с тем, если исходить все же из понятийного аппарата ТКО, процесса образования данных отходов (вне жилых помещений), состава данных отходов (в основном растительные остатки), то к ТКО эти отходы отнести трудно, об этом же говориться в п.1 Письма Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО".

К тому же не смотря на то, что согласно п. 3 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269, в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории, в которые, на сколько я могу судить, входят в т.ч. отходы от уборки газонов, содержания кустарников. Однако отдельные нормативы накопления для данных отходов определены не были. Рекомендую уточнить в Государственном комитете Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства были ли учтены данные отходы в нормативах накопления твердых коммунальных отходов для МКД, маловероятно, но все же.

Вместе с тем разъяснительные письма не являются нормативно правовыми актами, нормативно правовой акт в данном случае именно ФККО и ФЗ № 89 "Об обращении с отходами производства и потребления", обязывающий собственников ТКО передавать их региональному оператору.

В сложившейся ситуации, я думаю, целесообразно действовать следующим образом. Официально обратиться к региональному оператору с просьбой включить данные отходы в заключенный договор на обращение с ТКО с учетом по фактическому объему образования данных отходов. Если региональный оператор официально откажет, то заключить договор с другими специализированными организациями. Кстати, возможно у Вас есть организации, которые занимаются утилизацией данных отходов с переработкой их в компост, это будет скорее всего и дешевле и точно полезнее для окружающей среды.

Если Вы все же хотите, чтобы именно регоператор забирал данные отходы, то думаю у Вас есть Все шансы обязать его включить эти отходы в договор через суд.

По ситуации № 2 и вопросу № 2 если уборка данной территории закреплена за Вами в рамках Жилищного кодекса, ГОСТ Р 56195-2014, действующих в Вашем городе правил благоустройства, Вы ее убираете собственными силами, то отход от уборки этой территории Ваш, Вы, являетесь отходообразователем и собственником данных отходов.

Согласно п.4 Правил благоустройства, санитарного содержания и озеленения города Пскова, утв. Решением Псковской городской Думы Псковской области № 1692 от 29 апреля 2011 (с изменениями на 27 октября 2017 года):

7) придомовая (прилегающая) территория - территория, установленная землеустроительной или технической документацией жилого дома и (или) отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, строение) и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, либо установленная по методике расчета нормативных размеров земельных участков, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 26.08.1998 N 59.

Придомовая (прилегающая) территория жилых домов (зданий, строений) включает в себя: территорию под жилым домом (зданием, строением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, строения).
Согласно п. 6. Правил собственники помещений в многоквартирном жилом доме несут бремя содержания придомовой (прилегающей) территории:

а) если границы земельного участка сформированы в соответствии с действующим законодательством, то в пределах сформированных границ земельных участков, кроме земельных участков, сформированных по границе многоквартирного жилого дома либо по периметру отмостки;
б) если границы земельного участка не сформированы в соответствии с действующим законодательством, либо сформированы по границе многоквартирного жилого дома либо по периметру отмостки, но установлены землеустроительной или технической документацией, то в пределах границ земельного участка, установленного землеустроительной или технической документацией;
в) если границы земельного участка не сформированы в соответствии с действующим законодательством, либо сформированы по границе многоквартирного жилого дома либо по периметру отмостки, и не установлены землеустроительной или технической документацией, то в пределах границ, установленных по методике расчета нормативных размеров земельных участков, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 26.08.1998 N 59. Расчет размера земельного участка и определение его конфигурации осуществляется Управлением по градостроительной деятельности Администрации города Пскова.
В случае пересечения закрепленной территории с дорогой общего пользования, размер закрепленной территории определяется до пересечения с дорожным бордюром или тротуарным бордюром, исключая территорию, входящую в обслуживание дороги общего пользования. При отсутствии дорожного бордюра размер закрепленной территории определяется до непосредственного пересечения с дорогой общего пользования или тротуаром, исключая территорию, входящую в обслуживание дороги общего пользования. При пересечении прилегающих территорий двух и более объектов, размеры которых фактически составляют менее размера, установленного настоящими Правилами или муниципальным правовым актом, их размеры определяются половиной расстояния между объектами.
Органом, уполномоченным на разрешение спорных вопросов, связанных с определением размера земельного участка, подлежащего уборке и его конфигурацией, является Управление по градостроительной деятельности Администрации города Пскова.

Согласно разделу II указанных Правил владельцы объекта благоустройства обязаны обеспечивать надлежащее содержание и своевременную уборку отведенных и прилегающих территорий:

2.11. на земельных участках многоквартирных жилых домов и прилегающих к ним территориях - собственники многоквартирных жилых домов, в случае выбора способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - организации, управляющие жилищным фондом) - организации, управляющие жилищным фондом;

2.12. На остальных территориях, кроме п.п. 2.1-2.11 - администрация города Пскова или юридические (физические) лица в рамках заключенных договоров.

Таким образом, если УК не обязано в соответствии с выше перечисленными нормами убирать эту территорию и это обязанность муниципалитета, и это администрация города Пскова должна решать вопрос уборки этой территории и вывоза ТКО - «Мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства». Смотрите по данному вопросу также Решение ВС РФ от 21 августа 2019 г. № АКПИ19-451.

Если все же это именно придомовая территория и ее обязано убирать УК, то отходы от уборки данной территории в соответствии с ФККО являются ТКО, соответственно должны быть включены в действующий договор с региональным оператором. на счет растительных остатков см. ответ на вопрос № 1.

По ситуации № 3 и вопросу № 3. т.к. у УК все же образуется по факту ТКО (Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), то данный ТКО УК должна передавать регоператору (в силу ч.4 ст. 24.7 ФЗ № 89) и соответственно оплачивать его услуги. Учитывая положений ч.1 и ч.9 ст. 157.2 , п.12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 148(1), 148(4)-148(7), 148(22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019), управляющая компания обязана заключить договор с региональным оператором на обращение с ТКО из МКД, пользователи нежилых помещений в МКД должны заключить договор с регоператором самостоятельно, вместе с тем, полагаю, что УК может включить отдельной позицией свой отход в действующий договор с регоператором, формально требования будут соблюдены, документооборот упрощен.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».