offline_pin Вопрос решен
Проектная документация
​проект ПДВ

вопрос по сероводороду, если есть стационарная бочка с дизтопливом, от которой расчетным методом проектировщики высчитали выброс дигидросульфида (вещества 2 класса опасности) в количестве 0,00001г/с.

ВОПРОС: должна ли эта бочка включаться в проект ПДВ как источник и какие минимальные концентрации сероводорода должны быть для этого, т.к. я нашла информацию что выбросы данного вещества от стационарного источника 6780 т в год

https://ecodelo.org/8741-18_vybrosy_spetsificheski...


ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1


«ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО»

Здравствуйте!

Постоянно находящийся на территории резервуар с нефтепродуктами (бочка с дизтопливом) является стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Выброс осуществляется в процессе «большого» и «малого» дыхания – выделение паров нефтепродуктов через дыхательные клапаны резервуаров и/или неплотности технологического оборудования, присоедененного к резервуарам. То есть в проект ПДВ данный источник включать необходимо.

Расчетным методом выбросы от резервуаров хранения нефтепродуктов могут быть определены с помощью одной из нескольких методик (представляю несколько, необходимую подбирает проектировщик в зависимости от исходных данных предприятия, а также проверяя актуальность выбранной методики расчета):

- Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров. Новополоцк, 1997;

- Методика расчетно-экспериментального определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет испарения из емкостей хранения нефтепродуктов. Краснодар, 1996

- Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров с дополнениями. НИИ Атмосфера 1999.

В методических рекомендациях указан качественный состав выбросов для тех или иных случаев, а количественный состав рассчитывается исходя из данных именно Вашего предприятия (объем бочки, ее наполнение, диаметр и высота дыхательного клапана над уровнем земли, расположение: в помещении или на открытой площадке; и проч.). Эти данные могут в результате расчетов дать ничтожно малые значения выбросов загрязняющих веществ, значения могут быть и меньше указанных Вами (0,00001 г/с), но это не значит, что они не должны быть включены в расчет загрязнения атмосферного воздуха в рамках проекта ПДВ.

Чтобы не путали: расчет максимально-разового выброса (те самые граммы в секунду) и валового годового выброса (общие тонны в год, рассчитанные от времени «работы» источника выброса) не являются показателем загрязнения как такового. Дальнейший проведенный расчет рассеивания в рамках проекта ПДВ показывает концентрации этого загрязняющего вещества на территории предприятия, границе предприятия и, например, границе ближайшей жилой зоны. В зависимости от установленных ПДК этого вещества в атмосферном воздухе, рассчитанные даже малые значения г/с могут «показать» превышения нормативов. Так что «важнее» контролировать отсутствие превышений нормативов ПДК веществ, чем количественные характеристики выбросов.

т.е. на 200 л бочку находящуюся на высоте 1,5 метра на открытом пространстве надо получить проект ПДВ? приэтом ближайшая застройка 2,5 км, на границе СЗЗ (500 метров) превышений по концентрации при ежегодном контроле нет.

access_time 07.11.2019
person_outline Елена
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
714
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 08.11.2019

Здравствуйте!

Если на предприятии есть хотя бы один источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (в Вашем случае это бочка с дизтопливом), то, согласно Согласно п.1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об охране атмосферного воздуха": «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения».

Правила проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определены «Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (утверждены Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352).

↑Это необходимо всем юридическим лицам.

Дальнейшие действия зависят от того, к какой категории объектов негативного воздействия относится Ваше предприятие согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".

Так, в ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды" определяется следующая необходимость расчета нормативов предельно-допустимых выбросов:

«Расчет нормативов допустимых выбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Расчет нормативов допустимых выбросов является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленном порядке, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона (* примечание: в ст. 23.1 говорится о временно разрешенных выбросах).

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории».

Так как по итогам инвентаризации на Вашем предприятии выявлен источник выбросов с загрязняющими веществами I-II класса опасности (Дигидросульфид (сероводород) является веществом II класса опасности), то, очевидно, Вы не можете являться объектом IV категории.

Тогда видим, что:

- Если предприятие относится к I категории объектов НВОС, то «С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи» - ст. 2 Федерального закон от 25.12.2018 N 496-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты...».Таким образом, с 1 января 2019 года у предприятий I категории остается возможность согласования нормативов допустимых выбросов в прежней форме и с действующими ранее (до 01.01.2019г) этапами согласования.

- Если предприятие относится ко II категории НВОС, то как говорилось выше, нормативы предельно допустимых выбросов будут утверждены в составе Декларации о воздействии на окружающую среду.

- Если предприятие относится к III категории НВОС, то необходимости разработки проекта предельно допустимых выбросов нет, если в выбросах Вашего предприятия нет веществ I и II класса опасности.

Если вещества I и II класса опасности присутствуют в выбросах, то ПДВ разрабатывается только в отношении данных веществ без учета выброса прочих загрязняющих компонентов. То есть разработчик, при проведении инвентаризации и расчете качественных и количественных характеристик выбросов будет описывать все загрязняющие вещества, но на расчет рассеивания, а также далее, при разработке нормативов, прочие вещества не будут включены в проект ПДВ.

Формулировка "Проект ПДВ" в законодательных актах уже не встречается, но оформление и состав расчетов предельно допустимых выбросов оформляются в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-2014 «Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями". В справочном Приложении А этого документа дается состав проекта ПДВ.

Необходимость проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта нормативов предельно допустимых выбросов и получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения в органах Роспотребнадзора остается.

Дальнейшее утверждение нормативов в территориальном органе исполнительной власти проводится на данный момент не во всех регионах (насколько мне известно), так что этот момент следует уточнить непосредственно у сотрудников организации. Но и те, кто согласовывает проект ПДВ для предприятий III категории НВОС, не выдают «привычный» природопользователям бланк «Разрешения на выброс загрязняющих веществ…», а лишь только утверждают рассчитанные нормативы.

Процедура утверждения нормативов предельно допустимых выбросов в Департаменте Росприроднадзора для предприятий III категории не предусмотрена, за исключением случаев, когда при расчете в проекте ПДВ нормативов для вещества I и II класса опасности выявлены превышения предельно допустимых концентраций на границах жилой, охранной, санитарно-защитной и т.п. зон. Подтверждением отсутствия превышений и будут результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта и получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения в органах Роспотребнадзора.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».