Стоимость 3000 ₽
offline_pin Вопрос решен
Запрос услуги (документация, экосопровождение)
привлечение к ответственности за постановку НВОС

Добрый день!

Прошу дать комментарий по следующей ситуации: 29.12.2016 в РПН по ЦФО была подана заявка о постановке НВОС на учет. Письмом от 25.01.2017 получен отказ. 10.12.2018, 07.03.2019,26.07.2019 были поданы заявки о постановке НВОС на учет в МинЭкологии МО, также получены отказы. 25.09.2019 вновь была подана заявка, в ответ получено свидетельство о постановке на учет и присвоении 3 категории (свидетельство от 11.10.2019). 11.10.2019 в адрес ЮЛ направлена уведомление о том, что необходимо прибыть для составления протокола об адм. правонарушении по ст. 8.46 КОаП: невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на гос. учет (уведомление зарегистрировано 15.10.2019).

Но в то же время, поскольку частью 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей поставить на учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, до 1 января 2017 года, то совершенное правонарушение не является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с 1 января 2017 года (Утратил силу. - Федеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ.).

Второй срок, фигурирующий в законе "Не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. (ст. 69.2 № 7-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности за правонарушения, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом срок давности привлечения ЮЛ к административной ответственности подлежит исчислению с 1 января 2017 года или с даты ввода в эксплуатацию 01.07.2014 и на момент вынесения должностным лицом постановления истек.

Прошу дать комментарий эксперта.

access_time 18.10.2019
person_outline Ольга
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
600
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 19.10.2019

Здравствуйте, Ольга!

Все же для полного рассмотрения данного вопроса и выработки рекомендаций хотелось бы, конечно, узнать на основании чего в начале 2017 года Вам отказали в постановке на государственный учет. Если потому, что Ваш объект не являлся объектом негативного воздействия, то это один вариант действий, если потому что были замечания к заявке и Вы должны были их исправить, то это немного другой вариант действий. Почему заявка повторно или первично (например, в связи с появлением источников выбросов, которых раньше допустим не было вообще) была подана только 10.12.2018? Почему сначала подавали в Росприроднадзор? подавали ли как объект федерального уровня надзора? Почему потом в МинЭкологии МО как объект регионального уровня надзора?

Срок давности по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) действительно составляет 1 год согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ. НО согласно ч.2 данной статьи при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (ред. от 19.12.2013) при применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Положениями ч. 3 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" было предусмотрено, что хозяйствующие субъекты на действующих объектах негативного воздействия должны были ПОСТАВИТЬ их на государственный учет втечение двух лет со дня вступления в силу данного закона, т.е. с 01.01.2015 года. НЕ подать заявку, а получить свидетельство к данному моменты. Формально дата 31. 12.2016 не коррелирует с правонарушением по ст. 8.46 КоАП РФ, в которой речь идет о не своевременной подачи заявки, а не о факте постановки на учет. К тому же данное положение в принципе в настоящее время являются НЕ действующими, Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха". Единственное действующее положение природоохранного законодательства, которое определяет легитимный период срока направления заявки это п.2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 27.12.2018):

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Таким образом, если хозяйствующий субъект должен был поставить объект негативного воздействия на государственный учет, но на текущий момент не подал соответствующую заявку, при этом объект введен в эксплуатацию более 6 месяцев назад, то такое правонарушение является длящимся, и срок давности по такому правонарушению будет исчисляться 1 год с момента его обнаружения, т.е. как только соответствующий уполномоченный исполнительный орган рассмотрит данную заявку о постановке на гос.учет или факт отсутствия данной заявки будет выявлен в ходе контрольно -надзорных мероприятий. Это подтверждает многочисленная судебная практика.

При этом пока в судебной практике не удалось найти прецедентов, когда субъект подал однократно заявку, получил отказ и потом продолжительное время заявку не подавал на повторное рассмотрение. Формально получается, что он не может быть привлечен к ответственности, т.к. заявка все же первично была подана, но, при этом полагаю, что в каждом таком конкретном случае суд должен будет рассмотреть все обстоятельства дела, почему не была повторно подана заявка, в чем заключался отказ и т.д.

Однако с моей точки зрения определенный риск привлечения к ответственности все же существует. В судебной практике есть такое понятие как разумный срок исполнения обязательства, в большей степени он применим к гражданскому праву, но суд может сам определить такой срок.

Правонарушение, предусмотренное статьей 8.46 КоАП РФ, представляет собой нарушение норм публичного права - правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и природопользования.

Состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.46 включает в себя:

1. объект правонарушения - общественные правоотношения, возникающие в сфере постановки на государственный учет в установленном законодательством порядке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

2. объективную сторону, выражающуюся в бездействии, то есть в невыполнении обязанности подачи заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

3. субъекта правонарушения, которым может быть, в том числе и индивидуальный предприниматель;

4. субъективная сторона, умысел или неосторожность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем представлено не было.

В Вашем случае, если Вы направили заявку 29.12.2016, при этом есть подтверждающие данное действие документы, риск привлечения к ответственности минимален, но в зависимости от имеющейся ситуации, Вам нужно быть готовыми обосновано ответить на вопрос почему повторно заявка была подана 10.12.2018.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».