Стоимость 3000 ₽
offline_pin Вопрос решен
Нормирование
Нормирование допустимых выбросов на объекте НВОС 3-й категориие

Прошу дать разъяснение:

1. В соответствии с какими нормативны-ми документами проводить расчет нормативов допустимых выбросов для веществ 1 и 2 класса опасности на объекте НВОС 3-й категории, где имеют-ся и выбросы 3-4 класса опасности и требуется ли их утверждение в террито-риальном органе исполнительной власти?

Также гр.7-8 табл. 2.2 отчета ПЭК предусматривает указание ПДВ в г/с, а выбросы ЗВ определяются расчетным методом, т.к. имеют периодический характер и не подлежат инструментальным замерам.

access_time 16.10.2019
person_outline Попова Валентина
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
476
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 17.10.2019

Здравствуйте!

Если согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", Ваше предприятие относится к III категории объектов НВОС, то, «Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории» - ст. 22 , п. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды".

Необходимости разработки проекта предельно допустимых выбросов нет, если в выбросах Вашего предприятия нет веществ I и II класса опасности.

Если вещества I и II класса опасности присутствуют в выбросах, то ПДВ разрабатывается только в отношении данных веществ без учета выброса прочих загрязняющих компонентов. То есть разработчик, при проведении инвентаризации и расчете качественных и количественных характеристик выбросов будет описывать все загрязняющие вещества, но на расчет рассеивания, а также далее, при разработке нормативов, прочие вещества не будут включены в проект ПДВ.

Формулировка "Проект ПДВ" в законодательных актах уже не встречается, но оформление и состав расчетов предельно допустимых выбросов оформляются в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-2014 «Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями". В справочном Приложении А этого документа дается состав проекта ПДВ. Также я ранее упоминала основное и наиболее подробное руководство для разработчиков - «Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» 2012г. Пособие содержит большинство тонкостей по разработке проекта ПДВ, в том числе состав проекта ПДВ.

На данный момент, согласно действующему законодательству, предприятия, относящиеся к III категории объектов НВОС и имеющие в своем составе источники выбросов, обязаны проводить инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране атмосферного воздуха".

При выявлении в выбросах высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) - рассчитать нормативы допустимых выбросов. Согласно ГОСТу - в рамках проекта ПДВ.

Необходимость проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта нормативов предельно допустимых выбросов и получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения в органах Роспотребнадзора остается.

Дальнейшее утверждение нормативов в территориальном органе исполнительной власти проводится на данный момент не во всех регионах (насколько мне известно), так что этот момент следует уточнить непосредственно у сотрудников организации. Но и те, кто согласовывает проект ПДВ для предприятий III категории НВОС, не выдают «привычный» природопользователям бланк «Разрешения на выброс загрязняющих веществ…», а лишь только утверждают рассчитанные нормативы.

Процедура утверждения нормативов предельно допустимых выбросов в Департаменте Росприроднадзора для предприятий III категории не предусмотрена, за исключением случаев, когда при расчете в проекте ПДВ нормативов для вещества I и II класса опасности выявлены превышения предельно допустимых концентраций на границах жилой, охранной, санитарно-защитной и т.п. зон. Подтверждением отсутствия превышений и будут результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта и получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения в органах Роспотребнадзора.

Если же в расчетах будут выявлены превышения, то, согласно ст. 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды":

«1. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы.

6. Временно разрешенные выбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

На данный момент новых утвержденных методик составления проектов ПДВ нет, но и ранее действующие нормативные документы не отменены, поэтому основным и наиболее подробным руководством для разработчиков остается «Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» 2012г. Пособие содержит большинство тонкостей по разработке проекта ПДВ, в том числе рекомендуемый состав проекта ПДВ.

Что касается Отчета ПЭК:

В соответствии с п. 7 приказа Минприроды России от 16.10.2018 N 522 "Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью", таблица 2.2 "Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух"предполагается к заполнению респондентом в случае, если Программой производственного экологического контроля предусмотрено проведение контроля стационарных источников выбросов.

Согласно п. 6.3 ГОСТа 17.2.3.02-2014 «Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями (а также п. 3.3.2 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», НИИ Атмосфера, СПб., 2012г), контроль выбросов следует проводить по той методике, согласно которой эти выбросы были определены, а при использовании расчетных методов контролируются основные параметры, входящие в расчетные формулы. На практике, предприятием-природопользователем с нужной периодичностью (указанной в план-графике контроля) должен производится перерасчет количественных характеристик выбросов с применением расчетно-балансового метода, использованного при инвентаризации для разработки проекта ПДВ.

То есть, если при Инвентаризации источников выбросов в проекте ПДВ на веществах от данного источника у Вас значится «Расчетный метод контроля», то и в план-график в ПЭК допустимо включать «Расчетный метод» при условии соблюдения п. 9.1.3 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля".

При заполнении таблицы 2.2 "Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" Отчета по ПЭК, в графе 8 «Фактический выброс, г/с» в случае, когда на данном источнике (выбрасываемом загрязняющем веществе) в Программе экологического контроля указан «Расчетный метод», необходимо указывать данные перерасчета количественных характеристик выбросов с применением расчетно-балансового метода, использованного при инвентаризации для разработки проекта ПДВ. То есть, если исходные данные при расчете выброса в ПДВ не изменялись (например, количество одновременно работающего оборудования, часовая выработка продукции, размер площадного источника и проч.), то и фактический выброс, рассчитанный на данный момент работы предприятия останется без изменения, а в при заполнении, данные графы 8 будут совпадать с данными графы 7, отражающей максимально допустимый выброс в г/с. Далее, в графе 10 «Дата отбора проб» можно поставить прочерк, а в графе 12 «Примечание» указать, что контроль проводился расчетным методом.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».