offline_pin Вопрос решен
СЗЗ
Как связан территориальный орган ФМБА-Межрегионального управления № 172 ФМБА России и проект СЗЗ? Какой нормативно-правовой акт определяет то, что тридцатидневные замеры должны проводиться посезонно?

Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы в п. 2, 3, 4 Постановления, пунктах 3а, 3б, 4 Правил, не прописаны в качестве органов, уполномоченных на принятие Решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

Полномочия территориального органа ФМБА-Межрегионального управления № 172 ФМБА России – по реализации Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 не разъяснены.

Имеет ли право территориальный орган ФМБА-Межрегионального управления № 172 ФМБА России требовать, выписывать предписания соблюдения законодательства РФ в части санитарно-защитных зон?Какой нормативно-правовой акт определяет то, что тридцатидневные замеры должны проводиться в разное время года (посезонно)?

access_time 16.09.2019
person_outline Екатерина
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
501
просмотр

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 17.09.2019

Здравствуйте!

Согласно Постановлению Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (с изменениями и дополнениями),

«Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования».

Подробнее о том, какие объекты считаются источниками воздействия на среду обитания человека дано в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (новая редакция):

«Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ».

Таким образом, для подтверждения факта, что предприятию есть/нет необходимости установления санитарно-защитной зоны, требуется провести инструментальные замеры и/или провести расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от источников на предприятии и расчет шумовых характеристик от объекта в целом. На данный момент, проводится экспертиза подобных расчетов для предприятий с выдачей экспертного заключения, подтверждающего факт соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям,о чем четко оговаривается в Постановлении Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон":

«7. В срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена санитарно-защитная зона, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения санитарно-защитной зоны, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны.

8. Исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации».

О количестве измерений немного размыто говорится в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (новая редакция):

«4.5. Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при:

- объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V класса опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений».

Далее, в Письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 августа 2012 года N 01/9550-12-32 «О разъяснении отдельных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция)» оговаривается:

«При составлении программы натурных исследований и измерений рекомендуется распределять их в течение года посезонно».

Что касается полномочий территориального органа ФМБА-Межрегионального управления № 172 ФМБА России, то, вероятно, они действуют на основании п. 12.1.14. Положения о Региональном управлении № 172 Федерального медико-биологического агентства, утвержденным приказом Федерального медико-биологического агентства от «07» октября 2010 г. № 641, где оговариваются полномочия Управления, включающие государственный санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием атмосферного воздуха по критериям безопасности и (или) безвредности для человека в Муниципальном образовании «Город Димитровград» Ульяновской области, на территориях промышленных организаций, а также воздуха в рабочих зонах производственных помещений, в жилых и других помещениях (местах постоянного или временного пребывания человека).

А также полномочий по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, а также токсикологических, гигиенических и иных видов оценок санитарно-эпидемиологических заключений по проектам санитарно-защитных зон (п. 12.2.5 вышеупомянутого Положения).

Таким образом, в Вашем регионе, Межрегионального управление ФМБА России несет часть функций Роспотребнадзора. Но о законности подобных действий лучше спросить официальным письмом в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».