offline_pin Вопрос решен
Запрос услуги (документация, экосопровождение)
актуализация ОНВОС

В 2017-2018 году юридическим лицом (далее ЮЛ) в Мин Экологии МО были поставлены на учет объекты НВОС с присвоением IV категории. В 2019 году произошла реорганизация ЮЛ, произведена актуализация учетных сведений объектов НВОС (соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), технологические процессы не изменились, но присвоили III категорию. На вопрос почему изменили категорию, ответ: у Вас сброс на рельеф, а это III категория. Кто-либо с подобным сталкивался? НАСКОЛЬКО ЭТО ПРАВОМЕРНО?

access_time 11.09.2019
person_outline Ольга
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
549
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 12.09.2019

Здравствуйте, Ольга!

Согласно п. 29, п.31, п. 32 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утв. Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 N 572, при актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте в региональный реестр в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте. В случае изменения категории объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду на основании сведений, поступивших при актуализации учетных сведений об объекте, в свидетельство об актуализации сведений об объекте включаются сведения об указанных изменениях.

Таким образом, сам по себе факт актуализации сведений и присвоение иной категории негативного воздействия в одностороннем порядке является правомерным, особенно если раньше Вы не указывали сведения о сбросе на рельеф, потому что формой заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утв. Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 (ред. от 27.09.2016 г.), предоставление данных сведений не предусмотрено, потому что сброс стоков на рельеф действующим законодательством не предусмотрен.

Что касается правомерности присвоения объекту III категории негативного воздействия при наличии сбросов на рельеф. В данном случае Минэкологии Московской области действует в соответствии с разъяснениями Росприроднадзора, которые размещены на сайте ведомства http://old.rpn.gov.ru/node/27639 и практика эта широко распространенная:

2.7. О представлении данных об источниках сбросов (в том числе осуществляемых на водосборные площади)

Пунктом 3 раздела II Заявки предусмотрено представление сведений о выпусках и сбросах сточных вод. Вместе с тем, данный Заявкой не предусмотрено указание данных об осуществлении выпусках и сбросах сточных вод на водосборные площади (рельеф местности).

В связи с изложенным, полагаем возможным в строке "наименование" (для заявок в электронном виде) или в строке "порядковый номер источника сброса" ставить пометку "водосборная площадь", а также считаем необходимым сообщить следующее.

2.7.1. Положениями статьи 23 Закона N 7-ФЗ определено, что допускается производить сбросы различных загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов, на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В настоящее время методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади не разработаны, в связи с чем не установлен и порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади.

В связи с отсутствием нормативно-правового регулирования территориальные органы Росприроднадзора не выдают разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов на водосборные площади.

В то же время в соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены как сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты, так и на водосборные площади. При отсутствии разрешения плата за сброс исчисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду.

2.7.2. Пунктом 6 Критериев N 1029 предусмотрено отнесение объекта НВОС к IV категории в случае одновременного удовлетворения следующим критериям:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Таким образом, в случае наличия на объекте НВОС сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод на водосборные площади - объекту НВОС присваивается III категория.

Разумеется, данное разъяснение не является даже официальным письмом Росприроднадзора и тем более нормативно правовым актом, НО согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" категория присваивается в зависимости от уровня воздействия на окружающую среду и при прочих равных условиях сброс не очищенных или очищенных стоков на рельеф наносит больший вред, чем централизованное водоотведение данных стоков, к тому же в настоящее времядействующим законодательством допускается сброс сточных вод только в водные объекты. Сброс сточных вод на рельеф местности является нарушением положений действующего законодательства.

Таким образом, если Вы попробуете оспорить в судебном порядке решение о присвоении Вашему объекту негативного воздействия III категории на основании наличия сбросов на рельеф по формальному признаку отсутствия в пункте 3 раздела II Заявки необходимости указывать данные об осуществлении выпусках и сбросах сточных вод на водосборные площади (рельеф местности), то Вы рискуете не только проиграть спор, но и еще быть привлеченными к ответственности за сброс на рельеф.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».