С начала мусорной реформы неоднократно встаёт вопрос: каким образом региональному оператору выстраивать договорные отношения с сетевыми магазинами в части обращения с товарами у которых закончился срок годности?
Описание ситуации: у регионального оператора заключены договора на ТКО со всеми крупными сетевыми магазинами. По условиям договора в контейнера для накопления отходов сетевики должны складировать только ТКО. По факту туда же на глазах у жителей города в контейнер сотрудники сетевых магазинов складируют пищевые продукты питания с истёкшим сроком годности. В ФККО отдельный код для продуктов питания с истёкшим сроком годности отсутствует. В связи с этой ситуацией, возникает несколько вопросов:
1) Имеют ли право сетевые магазины, складировать просроченные продукты питания в контейнера предназначенные для ТКО?
2) Должны ли сетевики иметь отдельный контейнер для накопления просроченных продуктов питания?
3) Должны ли сетевые магазины иметь специальный договор на утилизацию, обезвреживание просроченных продуктов питания и какие отчётные документы должны быть у сетевиков в части подтверждения утилизации, обезвреживания указанных отходов?
4) Какой надзорный орган должен/обязан контролировать правильность утилизации просроченных продуктов питания в магазинах, где осуществляется торговля пищевыми продуктами?
Здравствуйте, Павел!
Вы абсолютно правы, данные отходы не относятся к твердым коммунальным отходам (ТКО). В Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 02.11.2018), предусмотрен тип отходов «4 01 000 00 00 0. ОТХОДЫ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ, НАПИТКОВ, ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ», включающий следующие группы и подгруппы отходов некондиционной, просроченной пищевой продукции:
4 01 300 00 00 0 | Молочная продукция, утратившая потребительские свойства |
4 01 200 00 00 0 | Продукты из растительных жиров, утратившие потребительские свойства |
4 01 600 00 00 0 | Продукты пищевые прочие, утратившие потребительские свойства |
4 01 500 00 00 0 | Изделия хлебобулочные и мучные кондитерские, утратившие потребительские свойства |
4 01 400 00 00 0 | Продукция мукомольно-крупяная, утратившая потребительские свойства |
4 01 100 00 00 0 | Продукты из фруктов и овощей, утратившие потребительские свойства |
При утилизации неликвидной продукции необходимо соблюдать требования следующих документов:
- Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, введенных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23 (ред. от 03.05.2007)(Приложение 1. Утилизация пищевых продуктов, материалов и изделий. Использование некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий в целях, отличных от целей, для которых пищевые продукты, материалы и изделия предназначены и в которых обычно используются. П. 8.25. Продовольственное сырье и пищевые продукты, признанные не соответствующими требованиям нормативной и технической документации, представляющие опасность для здоровья населения, снимаются с реализации. Решение о возможности их дальнейшего использования или уничтожения принимается в соответствии с "Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1263 от 29.09.97);
- Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 (ред. от 05.06.2013) (согласно п. 17 уничтожение пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение.);
- ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции, утв. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (ред. от 10.06.2014) (согласно п. 4. ст. 5 Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза. В статье 16 определены требования к условиям хранения и удаления отходов производства (изготовления) пищевой продукции).
Таким образом, пищевая продукция не соответствующая требованиям должна быть изъята и уничтожена.
Также требования к сбору пищевых отходов установлены в п. 2.4 СанПиН 42−128−4690−88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест:
2.4.4. Пищевые отходы разрешается собирать только в специально предназначенные для этого сборники (баки, ведра и т.д.), окрашенные изнутри и снаружи краской, закрывающиеся крышками (применять оцинкованные емкости без окраски запрещается).
2.4.5. Сборники, предназначенные для пищевых отходов, использовать для каких-либо других целей запрещается. Следует ежедневно тщательно промывать сборники водой с применением моющих средств и периодически подвергать их дезинфекции 2%-ным раствором кальцинированной соды или едкого натра или раствором хлорной извести, содержащей 2% активного хлора. После дезинфекции сборники необходимо промыть водой. Ответственность за использование и правильное содержание сборников несет предприятие, собирающее пищевые отходы.
2.4.10. Временное хранение пищевых отходов до момента их вывоза не должно превышать одних суток для предотвращения их разложения и отрицательного воздействия на условия проживания.
2.4.11. Временное хранение пищевых отходов в объектах торговли и общественного питания, независимо от подчиненности их, должно осуществляться только в охлаждаемых помещениях.
Таким образом, сетевые магазины не имеют права складировать просроченные продукты питания в контейнера предназначенные для ТКО. Они должны иметь отдельный контейнер для накопления просроченных продуктов питания и должны отправлять их на уничтожение по специальному договору на утилизацию или обезвреживание просроченных продуктов питания. Для подтверждения уничтожения, в некоторых случаях обязательно, составляется акт об уничтожении товара, см. п. 17 экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263, но в большинстве случаев достаточно обычных актов о выполнении работ по уничтожению данных отходов, так же должен быть составлен бухгалтерский документ первичного учета о списании данного некондиционного товара. Как правило такие отходы сжигают в крематорах, а золу потом используют в строительстве. Есть еще ряд технологий.
Контролировать соблюдение требований к утилизации просроченных продуктов питания в магазинах должен прежде всего Роспотребнадзор. Поэтому если в добровольном порядке сетевые магазины не организуют свою деятельность с просроченными продуктами должным образом, зафиксируйте это (фото, видео съемка, акт изъятия) направьте предупреждение руководству данной сетевой компании с обоснованием приведенным выше о необходимости соблюдать установленные требования по обращению с некондиционными продуктами питания, и в случае неизменности ситуации пишите жалобу в Роспотребнадзор. Если ситуация не разрешиться и после вмешательства Роспотребнадзора, то в Росприроднадзор.
Уважаемый гость!
Ответ на этот вопрос могут просматривать только подписчики журналов “Экология производства” и “ТБО”.