offline_pin Вопрос решен
Запрос услуги (документация, экосопровождение)
Толкование разъяснений Росприроднадзора

Прошу ответить на наше обращение. Файл прикрепляю.

access_time 17.05.2019
person_outline TEST 5
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
720
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 19.05.2019

Здравствуйте, Марина!

Согласно п.2 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются в т.ч.:

- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

- классификация промышленных объектов и производств.

Таким образом при постановке на госучет учитывается не только уровень негативного воздействия, хотя он приоритетен, но и вид производственной деятельности.

Согласно п.4 статьи 69 ФЗ №7 государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в т.ч. сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления.

Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (Далее ПП №1029), установлены критерии отнесения объектов к категориям по степени воздействия на окружающую среду. Согласно п.п. «г» п. 3 раздела II. Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, объектами II категории являются объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В своем письме от 04.10.2018 N ВС-04-03-36/21106"О постановке объектов железнодорожного транспорта на государственный учет" Росприроднадзор высказал мнение по Вашему вопросу. Росприроднадзор полагает правомерным отнесение объектов негативного воздействия, включающих элементы инфраструктуры железнодорожного транспорта, к объектам II категории негативного воздействия на окружающую среду только при условии осуществления на указанном объекте соответствующей хозяйственной и иной деятельности, а именно деятельности транспортной вспомогательной (ОКВЭД 52.2 (Эта группировка включает: вспомогательную деятельность, связанную с перевозкой пассажиров и грузов, такую как управление объектами транспортной инфраструктуры или деятельность, связанную с погрузочно-разгрузочными работами непосредственно до или после перевозки или между сегментами перевозочного процесса….). Также согласно ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (ред. от 03.08.2018):

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Таким образом, такие объекты как дома отдыха, дворцы культуры, учебные учреждения (если в их составе нет тренировочной железной дороги) не могут относиться к объектам негативного воздействия II категории. А вот железнодорожные вокзалы и железнодорожные станции являются, там есть железнодорожное полотно и осуществляется движение железнодорожного транспорта, осуществляется обработка шпал, рельсов, самих составов и т.д. Возможно там и нет стационарных источников выбросов, если нет локомотивных депо, но ливневые и талые воды точно есть, в т.ч. с ж/д полотна, которые скорее всего идут на рельеф, т.е. негативное воздействие на ОПС все же оказывается (см. по данному вопросу уведомление Росприроднадзора от 24.12.2016 г. "О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет"). И от локомотивов шума и выбросов все же больше, чем от автотранспорта. Т.е. в данном случае необходимо понимать, что негативное воздействие на ОПС есть, вопрос в его уровне, действительно ли загрязнение от ж/д вокзалов и ж/д станций сравнимо с негативным воздействием ремонтных депо или других объектов II категории, возможно более правильно именно по степени негативного воздействия было бы отнести данные объекты к III категории. Но это не вопросы действующего законодательства, по действующему законодательству данные объекты (ж/д станции и ж/д вокзалы) с учетом именно вида деятельности в настоящее время относятся ко II категории.

При этом нельзя не согласиться с тем, что Критерии постановки на гос.учет имеют много недостатков, к ним много вопросов, поэтому они сейчас и дорабатываются (см. проект http://regulation.gov.ru/projects#npa=84666 ) и Вы сейчас можете внести свои предложения по их корректировке с соответствующим обоснованием. Это долго, сложно, не быстро и т.д., но у нашей компании, например, есть такой положительный опыт по другой отрасли, нам удалось добиться, чтобы пороговый показатель по объему выпускаемой продукции между объектами I и II категории был повышен и выражен в тоннах, а не в штуках (это предложение сразу было учтено в предложенном проекте).

Чтобы избежать формального подхода со стороны территориальных органов по актуализации других объектов Вы можете обратиться в центральный аппарат Росприроднадзора, причислив в запросе спорные объекты, указав подробно их характеристики и уточнив можете ли Вы актуализировать данные объекты на другие категории. Положительный опыт таких запросов у нас тоже есть, например, по автосервисам, в нашем регионе их ставили исключительно на II категорию по причине использования растворителей, даже если они расходуются в количестве не более литра в сутки, а валовый годовой выброс не превышает 2 тонн, нам удалось добиться четкого ответа, что объект может быть поставлен на III категорию и актуализация была произведена.

При этом Росприроднадзор в вышеуказанном письме отмечает, что в соответствии со ст. 69.2 ФЗ №7 объект подлежит снятию с государственного учета объектов негативного воздействия на основании предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на таком объекте. Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте негативного воздействия, является акт о его консервации или ликвидации. Учитывая изложенное, снятие объекта негативного воздействия с государственного учета осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ № 7 и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов негативного воздействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572. Иных оснований для снятия объекта негативного воздействия с государственного учета действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, если объекты были поставлены на госучет как объекты II категории, хотя по факту к ней не относятся, единственная возможность сейчас для Вас в рамках действующего законодательства это актуализировать их на III или VI категории.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».