offline_pin Вопрос решен
Экологическая экспертиза и лицензирование
Маркировка транспортного средства при транспортировке отходов 4 класса на полигон ТКО

Здравствуйте, Надежда!

Спасибо Вам за ответ. Но я с Вами не совсем согласна.

В ответе на мой вопрос "Маркировка транспортного средства при транспортировке отходов 4 класса на полигон ТКО" Вы "съехали" на понятие "опасный груз".

Какой нормативный документ регламентирует, что отход 4 класса опасности может/должен быть расценен как опасный груз?

В ДОПОГ, к примеру, указано что он не распространяется на промасленную ветошь.

А с точки зрения природоохранного законодательства промасленная ветошь или, как указано в ФККО, "обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов ... " имеет класс опасности 3 или 4 в зависимости от содержания нефти или нефтепродуктов.

И ранее, до появления ФККО, в коде ветоши были зашифрованы опасные свойства. И свойство это - пожароопасность.

С какой целью из кодировки отходов были исключены опасные свойства?

С какой целью изменилась терминология отходов?

Ранее было понятие "опасный отход", а затем появилось понятие "отходы 1-4 класса опасности"

С какой целью был отменен приказ Минтранса России от 08.08.1995 N73 "Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом"?

И, что самое интересное, все эти изменения происходят друг за другом.

ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" также не содержит информации, что отход может/должен быть расценен как опасный груз.

Может это и сделано для того, чтобы не было параллели между отходами и опасными грузами?

Нет методик, чтобы доказать, что какой-то конкретный вид отхода является опасным грузом. Нет нормативных документов, указывающих на прямую связь между классами опасных грузов ДОПОГ и наименованиями видов отходов, классами опасности отходов по ФККО.

Отходы, транспортируемые на полигон для захоронения, не являются "ВЕЩЕСТВО ТВЕРДОЕ, ОПАСНОЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, Н.У.К". Согласно кодировки ФККО отходы, транспортируемые на полигон для захоронения, представляют собой либо твердые материалы, либо смесь твердых материалов, либо изделия (из волокон/твердых материалов), либо смесь твердых материалов и изделий.


access_time 13.03.2019
person_outline Наталья
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
822
просмотра

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 13.03.2019

Здравствуйте, Наталья!

К сожалению, формат данного сервиса не позволяет провести глубокие исследования на предмет оценки изменений в природоохранном и смежном законодательстве в рамках ответа на один вопрос. К тому же польза от такого исследования по данному вопросу сомнительна с учетом имеющейся судебной практики.

Я полагаю, что описанные Вами вопросы и противоречия, должен снять порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности (пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), который надеюсь все же будет принят.

Что касается сопоставления отходов и опасных грузов, то в ГОСТ Р 57478-2017 есть четкое определение см п. 3.10 опасный груз: Вещество (смесь веществ, раствор), материал, изделие или отходы производства или другой деятельности, которые удовлетворяют классификационным показателям, критериям или признакам и вследствие присущих им свойств и при наличии определенных факторов могут стать причиной нанесения ущерба окружающей среде, материального ущерба, привести к гибели, травме, отравлению, заболеванию людей и животных.

И далее по тексту ГОСТ Р 57478-2017 раскрываются критерии, методики, условия отнесениягрузов, в т.ч. отходов, к опасным. Поэтому некоторые отходы точно будут относиться к опасным грузам.

К слову, из кодировки отходов были убраны цифры шифрующие опасные свойства отходов, потому что была изменена структура самого каталога и кодирования отходов в принципе. Согласно п.8 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792, в блоки ФККО включаются типы отходов, обобщенные по классификационному признаку происхождения: отходы органические природного происхождения (животного и растительного); отходы минерального происхождения; отходы химического происхождения; отходы коммунальные. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих:

происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа),

химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа),

агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).

Но это никак не свидетельствует о том, что у отходов нет опасных свойств и они не могут относится к опасным грузам.

Но не суть, суть в том, что сейчас по данному вопросу мы находимся в некотором правовом вакууме, совершенно очевидно, что к транспортировке ряда отходов должны предъявляться особые требования, направленные на предотвращение и минимизацию рисков, связанных в т.ч. с возможными аварийными ситуациями. В отсутствии утвержденного порядка транспортирования отходов, зависших ГОСТов надзорные органы используют те инструменты, которые имеют, в данном случае это ДОПОГ и суды их поддерживают (см, например, Определение Верховного Суда РФ от 23.11.2018 N 307-КГ18-20304 по делу N А05-13267/2017. Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что действия ответчика соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.02.2018 N Ф07-15937/2017 по делу N А05-3743/2017. Требование: Об оспаривании решения управления Росприроднадзора об отказе обществу в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности. Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием у общества специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество (соискатель лицензии) не соответствует лицензионным требованиям).

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».